tomasi (tomasi) wrote,
tomasi
tomasi

Categories:

"Костюмные" понедельники: Ах, как я была влюблена!..(дубль 5-й)

Оригинал взят у na_shpilke в "Костюмные" понедельники: Ах, как я была влюблена!..(дубль 5-й)
С понедельником, с началом еще одной, как я надеюсь, теплой и солнечной майской недели! Что в этом жжурнале означает очередной выпуск "костюмно-стильного" поста, сегодня - все еще продолжая разбираться с образами персонажей "Оттепели". Тем более что пришла очередь самых интересных [лично для меня] героинь - как с точки зрения типажа, так и с точки зрения костюмов.
Начать я предлагаю с Нади, супруги режиссера Кривицкого - тот самый пример, когда костюмы и удачный кастинг играют не меньшую роль, чем актерские способности исполнителя (Светланы Колпаковой).

nadya15

Уже ближе к середине фильма, злой на свою жену, Кривицкий заявляет: "Вот есть женщина-мать, а есть женщина-б..." И в стремлении доказать миру и себе, что она-то относится к первой категории, и есть вся Надя. И на этом стремлении быть правильной и добропорядочной женщиной, женой и матерью, строится весь Надин имидж.

Система Надиных ценностей так же традиционна и даже для своего времени чуть старомодна, как и её наряды. И здесь, как и в посте о Люсе на прошлой неделе, я не могу не провести весьма занятную параллель с героинями культового "Москва слезам не верит". Образ добропорядочной и домовитой "правильной" Нади едва ли не дублирует образ не менее правильной Антонины:
girls ottepel1
Что замечательно демонстрирует, как правильный кастинг может повлиять на восприятия персонажа не меньше, чем способности актрисы. Смотрите, и Надя, и Тоня это один и тот же типаж внешности. Он же - традиционный женский славянский типаж с мягким и светлым неконтрастным колоритом, с округлостями и плавными линиями, преобладющими в фигуре и в чертах лица, с явными "загородными" нотами в образе:

girls ottepel4

"Загородность" типажа сигнализирует зрителю о близости такой женщине к природе - обратите внимание, что и для Тони в "Москве...", и для Нади в "Оттепели" наиболее естественной "средой обитания" оказывается не московская квартира, а загородный дом/дача. Что в свою очередь намекает на человека, скорее живущего природными инстинктами: вить гнездо, растить потомство. Плюс, мягкость колорита и плавность линий в традиционной трактовке ведет нас к мягкой и податливой женственности, стоящей однако двумя ногами на земле - старый эталон русский эталон женщины, поющей даже когда в руках тяжелое коромысло. В молодости (и в относительной легкости) такая женщина - настоящая васнецовская "Аленушка":
0_73630_21238a0f_L
В. Васнецов, "Аленушка"

Однако, как это оказывается свойственно подобному типажу, добавляя пяток лет и пяток килограммов Аленушка может превратиться в "Бой-бабу" Сычкова:


Ф. Сычков "Бой-баба"

И важную роль в этом случае, опять же, будет играть неудачное "оформление":
va30 1322255499_devushka-v-sinem-platke.-193
Тогда плавность и мягкость могут превратиться в грузность, традиционные ценности - в домострой, что и преподносят художники "Оттепели" в Надином облике. Её вечная занятость "витьем гнезда" и близость к природным инстринктам, делающим её наседкой, подчеркиваются a la крестьянскими платьями в мелкий цветочек.
girls ottepel9
Посредством своих костюмов Надя накрепко привязана к своему загородному дому, к традиционной женской роли наседки жены и матери, какой её видели "аленушки" прошлых поколений. И как бы подчеркивая это, в фильме появляется сцена выезда Нади в большой город, на богемную "тусовку" в коммуналке в окружении богемных приятелей её мужа:

girls ottepel6

Это замечательно подобранный "говорящий" образ. Здесь все - от прически до "клеточного" принта, неудачного для такой фигуры - транслирует грузность, старомодность, косность. Рядом с тонкой и утонченной Ингой Надя выглядит как слон в посудной лавке, и даже её попытки флирта выглядят особенно нескладно и нелепо.

И возвращаясь в свою "естественную среду обитания", за город, на дачу, никогда не дремлет Надино почти фанатичное стремление к добропорядочности. Оно же усугубляет картину (делая фигуру Нади визуально крупнее и тяжелее) рукавами-фонариками неудачной длины и  плотно застегнутыми на все пуговицы платьями. В результате имеем полное отсутствиее обнаженной кожи (т.е. никакой сексуальности, кокетсва, флирта), в большинстве кадров открытыми остаются лишь Надины лицо и руки:

Одним из главных "знаковых" аксессуаров Нади является белоснежный воротничок, регулярно появляющийся в кадре на нескольких её домашних платьях. Моя первыя ассоциация приписала этот аксессуар значительной разнице в возрасте между супругами Кривицкими - молодость Нади ставит её в положение "хорошей девочки", "правильной ученицы" рядом с более опытным и видившим разные стороны жизни мужем. Однако, просмотрев еще раз те сцены, где появляется это платье, сложно пропустить совсем иное значение этой детали (вместе с белыми манжетами на рукавах):
nadya9



housekeeper

Пылающее желание Нади быть "правильной женщиной" по всем патриархальным канонам не просто подтолкнуло её с готовностью оставить в прошлом свое образование и профессию врача, но и добровольно целиком и полностью взять на себя роль обслуживающего персонала. Более того, иногда кажется, что это самый верный и безотказно работающий для неё способ коммуникации с мужем:
girls ottepel2

Ибо элементы флирта, игры, соблазнения полностью исключены из их семейной динамики. Причем, это двусторонне, ибо Надино стремление к "добропорядочности" всецело поддерживается супругом, культивиующим, кажется "madonna-whore" комплекс. О чем может свидетельствовать следующая сцена и следующий костюм Нади:
girls ottepel3

И здесь опять же, добрая половина (если не больше) заслуги полагается художнику по костюму. Платье привезено из Италии, а значит, обязательно должно отражать менталитет итальянской культуры - это даже не французские кокетство и флирт, это откровенная сексуальность:
images (4) images (5)

Только вот обладательница настоящего славянского типажа Надя Кривицкая также далека от яркой Софи Лорен, как Переделкино от Милана. И потому глубокое (и немерено преувеличенной) декольте выглядит на ней уже даже не вульгарно, а просто глупо. И цвет платья вареных сосисок имитирующий обнаженную кожу, это лишь усугубляет.

Однако закончить сегодня мне хочется на позитивной ноте, т.к. к моей личной радости художник по костюмам и создатели "Оттепели" позволяют Наде момент звездного часа, одевая её не только привлекательно и в духе времени, но, что главное, гармонично для её типажа и статуса. Здесь все правильно и все прекрасно - от мягких линий прически, рядом с её лицом не выглядящей не старомодно, но женственно, до удачного "растительного" принта, поддерживающего "загородность", до фасона платья, мягко обхватывающего формы и сохраняющего некоторую дистанцию. Это отличная интерпретация "аленушки" на современный лад, учитывая возраст, цветотип, рост и вес. Так что в этом кадре не устаешь любоваться плавной "загородной" женственностью, её "летней" настоящей славянской красотой такой Нади:

girls ottepel7
У меня на сегодня все. Всем отличной и солнечной стильной недели! В следующий понедельник - последний пост об "Оттепели", так что stay tuned!..


Tags: ТВ, перепосты, психология стиля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments