tomasi (tomasi) wrote,
tomasi
tomasi

Categories:

"Костюмные" понедельники: Ах, как я была влюблена!..(дубль 5-й)

Оригинал взят у na_shpilke в "Костюмные" понедельники: Ах, как я была влюблена!..(дубль 5-й)
С понедельником, с началом еще одной, как я надеюсь, теплой и солнечной майской недели! Что в этом жжурнале означает очередной выпуск "костюмно-стильного" поста, сегодня - все еще продолжая разбираться с образами персонажей "Оттепели". Тем более что пришла очередь самых интересных [лично для меня] героинь - как с точки зрения типажа, так и с точки зрения костюмов.
Начать я предлагаю с Нади, супруги режиссера Кривицкого - тот самый пример, когда костюмы и удачный кастинг играют не меньшую роль, чем актерские способности исполнителя (Светланы Колпаковой).

nadya15

Уже ближе к середине фильма, злой на свою жену, Кривицкий заявляет: "Вот есть женщина-мать, а есть женщина-б..." И в стремлении доказать миру и себе, что она-то относится к первой категории, и есть вся Надя. И на этом стремлении быть правильной и добропорядочной женщиной, женой и матерью, строится весь Надин имидж.

Система Надиных ценностей так же традиционна и даже для своего времени чуть старомодна, как и её наряды. И здесь, как и в посте о Люсе на прошлой неделе, я не могу не провести весьма занятную параллель с героинями культового "Москва слезам не верит". Образ добропорядочной и домовитой "правильной" Нади едва ли не дублирует образ не менее правильной Антонины:
girls ottepel1
Что замечательно демонстрирует, как правильный кастинг может повлиять на восприятия персонажа не меньше, чем способности актрисы. Смотрите, и Надя, и Тоня это один и тот же типаж внешности. Он же - традиционный женский славянский типаж с мягким и светлым неконтрастным колоритом, с округлостями и плавными линиями, преобладющими в фигуре и в чертах лица, с явными "загородными" нотами в образе:

girls ottepel4

"Загородность" типажа сигнализирует зрителю о близости такой женщине к природе - обратите внимание, что и для Тони в "Москве...", и для Нади в "Оттепели" наиболее естественной "средой обитания" оказывается не московская квартира, а загородный дом/дача. Что в свою очередь намекает на человека, скорее живущего природными инстинктами: вить гнездо, растить потомство. Плюс, мягкость колорита и плавность линий в традиционной трактовке ведет нас к мягкой и податливой женственности, стоящей однако двумя ногами на земле - старый эталон русский эталон женщины, поющей даже когда в руках тяжелое коромысло. В молодости (и в относительной легкости) такая женщина - настоящая васнецовская "Аленушка":
0_73630_21238a0f_L
В. Васнецов, "Аленушка"

Однако, как это оказывается свойственно подобному типажу, добавляя пяток лет и пяток килограммов Аленушка может превратиться в "Бой-бабу" Сычкова:


Ф. Сычков "Бой-баба"

И важную роль в этом случае, опять же, будет играть неудачное "оформление":
va30 1322255499_devushka-v-sinem-platke.-193
Тогда плавность и мягкость могут превратиться в грузность, традиционные ценности - в домострой, что и преподносят художники "Оттепели" в Надином облике. Её вечная занятость "витьем гнезда" и близость к природным инстринктам, делающим её наседкой, подчеркиваются a la крестьянскими платьями в мелкий цветочек.
girls ottepel9
Посредством своих костюмов Надя накрепко привязана к своему загородному дому, к традиционной женской роли наседки жены и матери, какой её видели "аленушки" прошлых поколений. И как бы подчеркивая это, в фильме появляется сцена выезда Нади в большой город, на богемную "тусовку" в коммуналке в окружении богемных приятелей её мужа:

girls ottepel6

Это замечательно подобранный "говорящий" образ. Здесь все - от прически до "клеточного" принта, неудачного для такой фигуры - транслирует грузность, старомодность, косность. Рядом с тонкой и утонченной Ингой Надя выглядит как слон в посудной лавке, и даже её попытки флирта выглядят особенно нескладно и нелепо.

И возвращаясь в свою "естественную среду обитания", за город, на дачу, никогда не дремлет Надино почти фанатичное стремление к добропорядочности. Оно же усугубляет картину (делая фигуру Нади визуально крупнее и тяжелее) рукавами-фонариками неудачной длины и  плотно застегнутыми на все пуговицы платьями. В результате имеем полное отсутствиее обнаженной кожи (т.е. никакой сексуальности, кокетсва, флирта), в большинстве кадров открытыми остаются лишь Надины лицо и руки:

Одним из главных "знаковых" аксессуаров Нади является белоснежный воротничок, регулярно появляющийся в кадре на нескольких её домашних платьях. Моя первыя ассоциация приписала этот аксессуар значительной разнице в возрасте между супругами Кривицкими - молодость Нади ставит её в положение "хорошей девочки", "правильной ученицы" рядом с более опытным и видившим разные стороны жизни мужем. Однако, просмотрев еще раз те сцены, где появляется это платье, сложно пропустить совсем иное значение этой детали (вместе с белыми манжетами на рукавах):
nadya9



housekeeper

Пылающее желание Нади быть "правильной женщиной" по всем патриархальным канонам не просто подтолкнуло её с готовностью оставить в прошлом свое образование и профессию врача, но и добровольно целиком и полностью взять на себя роль обслуживающего персонала. Более того, иногда кажется, что это самый верный и безотказно работающий для неё способ коммуникации с мужем:
girls ottepel2

Ибо элементы флирта, игры, соблазнения полностью исключены из их семейной динамики. Причем, это двусторонне, ибо Надино стремление к "добропорядочности" всецело поддерживается супругом, культивиующим, кажется "madonna-whore" комплекс. О чем может свидетельствовать следующая сцена и следующий костюм Нади:
girls ottepel3

И здесь опять же, добрая половина (если не больше) заслуги полагается художнику по костюму. Платье привезено из Италии, а значит, обязательно должно отражать менталитет итальянской культуры - это даже не французские кокетство и флирт, это откровенная сексуальность:
images (4) images (5)

Только вот обладательница настоящего славянского типажа Надя Кривицкая также далека от яркой Софи Лорен, как Переделкино от Милана. И потому глубокое (и немерено преувеличенной) декольте выглядит на ней уже даже не вульгарно, а просто глупо. И цвет платья вареных сосисок имитирующий обнаженную кожу, это лишь усугубляет.

Однако закончить сегодня мне хочется на позитивной ноте, т.к. к моей личной радости художник по костюмам и создатели "Оттепели" позволяют Наде момент звездного часа, одевая её не только привлекательно и в духе времени, но, что главное, гармонично для её типажа и статуса. Здесь все правильно и все прекрасно - от мягких линий прически, рядом с её лицом не выглядящей не старомодно, но женственно, до удачного "растительного" принта, поддерживающего "загородность", до фасона платья, мягко обхватывающего формы и сохраняющего некоторую дистанцию. Это отличная интерпретация "аленушки" на современный лад, учитывая возраст, цветотип, рост и вес. Так что в этом кадре не устаешь любоваться плавной "загородной" женственностью, её "летней" настоящей славянской красотой такой Нади:

girls ottepel7
У меня на сегодня все. Всем отличной и солнечной стильной недели! В следующий понедельник - последний пост об "Оттепели", так что stay tuned!..


Tags: ТВ, перепосты, психология стиля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments