tomasi (tomasi) wrote,
tomasi
tomasi

Categories:

"Безумство" по понедельникам: Ах, как я была влюблена...по второму кругу!

Оригинал взят у na_shpilke в "Безумство" по понедельникам: Ах, как я была влюблена...по второму кругу!
Последний предпраздничный понедельник, друзья! Новый 2014 год совсем на носу, и у многих из вас приготовления наверняка идут в полную силу. Мои планы на новогоднюю ночь пока что секрет, в том числе и для меня самой, но я даже не думаю бесспокоиться - жизнь и обстоятельства всегда находят способ удивить меня. Остается надеяться, что на это раз приятно :) И это, конечно же, совсем не причина пропускать очередной выпуск понедельничной "безумной" рубрика, поэтому за работу!
На прошлой неделе я решила посвятить серию постов анализу стиля персонажей русской версии Mad Men, телефильма "Оттепель". Большинство из вас к моей радости эту инициативу поддержали, поэтому сегодня мы продолжим. И обратимся ко второй главной героине фильма - юной и правильной (ли?) Марьяне Пичугиной.
(*) Правда, это не причина расстраиваться для тех, кто ждет продолжения традиционных "безумных"  разборов. Уже в новом году (т.е. на следующей неделе) я вернуть к анализу образов героев Mad Men в 6-ом сезоне.

Итак, согласно сценарию Марьяна - девятнадцатилетняя студентка хим.фака, волею собственного выбора и/или своей судьбы оказавшаяся в центре любовного многоугольника, другими "вершинами" которого стоят главный и запутавшийся в себе герой, его бывшая жена и его творческий друг и соратник. Юный возраст и сопутсвтющая ему неискушенность, наивность и трогательность являются тем первым впечатлением, которое хотят донести до зрителя создатели сериала. А потому, не мудрствуя лукаво, художник по костюмам выбрал для Марьяны классичесое решение в стилистических рамках той эпохи. Большую часть фильма Марьяна появляется перед зрителем в приталенных платьях силуэта New Look нежных пастельных расцветок и/или с цветочным рисунком:

Стилистически-смысловой посыл такого образа не заставляет задумываться дважды: юная и неопытная Марьяна еще, казалось бы, не поломанная жизнью, полна доверчивости к окружающему миру. В своей открытости, доверчивости, ничем не прикрытой хрупкой женственности ( => силуэт New Look, делающий акцент на тонкой талии и хрупком верхе женской фигуры), она одновременно похожая на хрупкий цветок и на молодую принцессу, которая пока не испытывает необходимость прятать свои чувства и себя под крепкой броней защиты. Интересно, что этот же прием мы уже неоднократно наблюдали и в Mad Men, анализируя образы молодой Бетти, которую создатели "Безумцев" настойчиво представляли нам в виде хрупкой и несамостоятельной принцессы:

Второй мотив, который был выбран художниками по костюмам для того, чтобы подчеркнуть молодость и неискушенность Марьяны в жизни это мотив "ученический" в виде часто появляющегося в кадре принта "клетка":

Данный рисунок, отсылающий к "школьной" тематике в контексте марьяниной героини, мы также уже видели в "Безумцах". С той же целью в клетку художники по костюмам часто одевают Пегги, дабы подчеркнуть её настрой правильной ученицы по сравнению с более взрослыми и опытными коллегами. Правда, в отличие от Пегги, которая выросла в окружении простой и дешевой одежды и вдали от модных веяний, "клеточные" платья Марьяны, сестры молодого и талантливого дизайнера не скучны, не старомодны или нелепы - её клетка (в отличие от Пегги) не кричит о своей школьности, но лишь деликатно намекает:

Технически происходит это в том числе потому, что в случае Марьяны практически всегда речь идет о том типе клетки, которая способна гармонировать с женственной и "летней" внешностью: это клетка мягких оттенков, неконтрастная, часто расположенная по косой/диагонали, с более тонкими линиями. Так, одно из главных "клеточных" платьев Марьяны почти дублирует "клеточное" платье Пегги; правда, у дойти до понимания правильной клетки самостоятельно у Пегги заняло несколько сезонов и серьезный рывок в карьере и зарплате соответсвенно, а Марьяне все ясно и сейчас (возможно, не без подсказки дизайнера-брата):
Такие a-la "ученические" мотивы используются художниками в костюмах Марьяны преимущественно во время её сцен со "старшими по званию": взрослым любовником, его опытной бывшей женой, с поучающим её режиссером фильма. Во всех этих сценах одна идея, о которой без слов рассказывают костюмы: Марьяна - неопытная юная дебютантка, обращающаяся за силой, поддержкой, советом к тому, кто старше, опытнее и сильнее её:
Особенно показательными в этом плане оказываются сцены с Ингой. Впервый раз в футуристично-модном столичном кафе, где Марьяна решается излить своей новой старшей подруге душу:
Контраст костюмов героинь здесь настолько очевиден и силен, что можно обойтись без реплик: Марьяна в платье светлом, принцессо-подобном new look-овском, да еще и в клетку; Инга - в платье густого темного цвета с чувственно-откровенным облегающим силуэтом. Плюс, если присмотреться, платье Инги выглядит плотным и немного воинственным => все, что чувствует сейчас Марьяна, Инга уже пережила, поранилась и научилась защищаться:

И да, это мы уже тоже видели в "Безумцах" в почти идентичном контексе встречи жены молодой с женой взрослой и опытной:
И продолжая это, появляется в "Оттепели" сцена вторая, где Инга и Марьяна посредствам своих платьяв опять передают без слов ситуацию "ученица-учительница". Сильное и яркое платье Инги полностью доминирует над все тем же марьяниным светлым платьем в клетку, к которому добавился короткий светлый кардиган, делающий весь образ еще более школьным и девичьим, a-la preppy:

Правда, не всегда этот "клеточный" мотив в нарядах Марьяны столь однозначен, что особенно интересно в контексте знакомства героини с её поклонником - Егором Мячиным:
Здесь два, казалось бы, простых наряда не только рассказывают, но и немного предсказывают историю этих героев. Разберемся. На первый взгляд имеем девушку в розовом и молодого человека в голубом - мальчик и девочка, сила притяжения полов, что может быть естественнее?! А если присмотреться:
Припыленный "летний" родовый у Марьяны и более насыщенный, скорее "осенний" голубой (аквамарин) у Егора. Плюс, клетка - у Марьяны и полоска - у Егора. Казалось бы, они так близки, но при этом такие разные: отличаются их цветовые палитры, отличаются и противоречат принты на их одежде. Как предвосхищение, что близость этих двух героев всегда будет неполной, не совсем гармочиной.
(*) Это, конечно же не значит, что в реальной жизни "летние" девушки не могут быть с "осенними" парнями :) Помним, что здесь мы разбираем костюмы с точки зрения их "работы" в кадре, в заданных сценарием рамках.

И возвращаясь к взаимоотношениям Марьяны и Инги, соотношение сил двух женщин далеко не всегда столь однозначно и даже выходит за рамки "наставница-ученица" в период их кратковременной дружбы. В какой-то момент Инга, кажется, готова прекратить прятаться за свой образ сильной женщины и побыть перед Марьяной беспомощной и слабой. Что в этот момент говорят костюмы двух женщин в кадре:
Два женственных приталенных цветочных платья. У Инги в силу её положения и возраста - поярче, у Марьяны - бледнее. Но обе героини одеты здесь в одном ключе, что символизирует момент доверия и дружеской близости, пусть и не длившейся долго.
Скоротечная дружба очень быстро переростает в соперничество, так что по окончанию совместной работы над фильмом на съемках на обложку "Советского экрана" мы уже видим вот такую картину:
Инга, вернувшая благодаря главной роли свою актерскую популярность в платье своего "сильного" цвета, которое снова доминирует над марьяниным светлым костюмом, подходящим и украшающим внешность, но далеко не таким ярким и драматичным. что не случайно, ведь вслух Марьяна говорит, что у неё нет актерских амбиций и она вполне готова к роли рядового химика и жены "хорошего человека":
Но опять же, присмотритесь к деталям: здесь у Марьяны совсем другой стиль - поменялся силуэт, а ворот жакета уже сам напоминает защитную броню.
Почему бы? - Дело в том, что согласно сценарию, за короткий период Марьяна прошла собственную трансформацию: покинутая (преданная?) любимым человеком, беременная, вынужденная принимать новые по своему масштабу решения Марьяна проходит тот путь, который...тринадцать лет назад прошла Инга! И соответственно меняется её личность, меняется и её стиль - приближаясь к образу Инги.
Все начинается в женской консультации, где Марьяна получает новость, что беремена. Здесь опять актеры могут почти не говорить, все и так ясно - это момент, когда девочка Марьяна по-настоящему превращается в Марьяну-женщину.
Как меняется её образ в соответствии с этим? - Он почти полностью дублирует образ той, которая в глазах Марьяны и является "настоящей женщиной":
Её юбка уже не пышного "принцессиного" силуэта,но взросло-женственная, соблазнительно облегающая бедра. Правда, она все еще в "школьную" клетку. Во-первых, чтобы подчеркнуть, что это "переломный" момент взросления:
А во-вторых, как бы предвосхищая последнюю попытку героини остановить этом процесс. Так, в следующем кадре для своей отчаянной попытки вернуть любимого мужчину (и причину беременности) Марьяна возвращается к еще привычному образу девичьей невинности в соответсвующем наряде:
Ну а так как попытка эта не удалась, ничего не остается делать Марьяне, как начать свое превращение в Ингу-2, в том числе и в отношении стиля:

Здесь остается только один вопрос: будет ли Марьяна по-настоящему счастлива, превратившись в такую "вторую Ингу"? Как подсказку, а может, "затравку" на следующий сезон, художник по костюмам подкидывает нам следующий образ, где одетая в "ингин" силуэт и в "ингины" же цвета ("осенние", не подходящие "летнему" цветотипу актрисы), героиня Марьяны выглядит уже не яркой, но скорее усталой и безжизненной (*наглядная, кстати, демонстрация теории цветотипов в действии):
На сегодня у меня все, а продолжение, как "Безумцев", так и "Оттепели" вы увидите уже совсем скоро, в следующем году, так что stay tuned!..


Tags: ТВ, психология стиля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments