tomasi (tomasi) wrote,
tomasi
tomasi

Заметки на полях истории

Оригинал взят у rekapodrekou в Заметки на полях истории
Здравствуйте, дорогие сообщницы!

Мы с Сабирой решили параллельно со стильным блоком запустить серию статей по истории моды, чтобы разобраться в том, как современные стили зарождались, с какими социальными явлениями были связаны, где искали вдохновение.



На мой взгляд, такая информация поможет вам лучше разобраться в своих предпочтениях, откроет новые смыслы, подтолкнет к стильным экспериментам.

И сначала хотелось бы поговорить с вами о том, что такое мода, как она появилась, почему существует, по каким правилам действует.
Когда мы говорим об одежде, то каждый вкладывает в нее свой смысл. Для кого-то это всего лишь способ защититься от внешних факторов, прикрыть свое тело, для кого-то социальный маркер, для другого – способ самовыражения.

01

Ученые, которые исследуют моду также выделяют несколько версий ее происхождения. Первая из них «климатическая», она утверждает, что одежда появилась для того, чтоб защитить человека от разрушительного действия холода или жары. Однако не стоит забывать о племенах в Южной Америки, которые и по снегу ходили обнаженными, или о первобытных племенах близ Экватора, что для ритуальных целей наряжались в меха.

Другая версия придерживается «морального» вектора – люди придумали одежду, стесняясь своей наготы.  Но посмотрите на прекрасных эллинов, которые восторгались красотой спортивного нагого тела. Сохранились изображения царицы Нефертити полностью обнаженной, но с пышной прической и роскошными украшениями. Наряды египетских модниц не стыдясь открывали грудь.

02

Еще одна версия – «социальная» - гласит, что с древних времен костюм был призван продемонстрировать статус владельца – выделить шамана, правителя или простую девушку. Но ведь в племени и так знали, кто есть кто, как знает своего вожака стая.

Быть может, человек стремился творчески преобразить свое обнаженное тело, превратив его в первый объект прикладного искусства. Ведь птицы имеют перья, рыбы - блестящую чешую, звери – пушистый мех, цветы – краски, и только люди появляются на свет голыми. Такой подход подводит нас к идее моды и стиля – как мечты, извечного стремления человека к совершенству, выраженному в костюме.

06

Мода играет с природными материалами и естественными формами, которые в этой игре становятся противоестественными. Нет ни одной части человеческого тела не «обыгранного» модой, - каждая была доведена до абсурда и гротеска, увеличивалась, уменьшалась, искажалась и обнажалась.

Мода в современном понимании – как частая смена типов и фасонов одежды – является детищем эпохи Возрождения. В ней воплотилось желание разрушения привычного и поиск нового. К тому времени портными были освоены почти все покрои и приемы. Ренессансная мода стала своеобразным международным искусством. А еще она стала карнавалом, игрой. Например, таким игровым моментом в эпоху Возрождения было сходство мужской и женской одежды. Новинки вплоть до XIX века первой выдвигала мужская мода. Связано это, возможно, с тем, что в природе самцы всегда ярче скромных самочек, а может быть с многовековой социальной подчиненностью женщин. Эмансипация ренессансной женщины выразилась в том, что подражая мужской, женская мода перенимала ее новинки. Неведомая ранее быстрота перемен сделала моду Ренессанса символом не только красоты, но и быстротечности.

07

Система распространения моды схожа во все времена. Г.Зиммель предложил так называемую элитарную теорию возникновения моды. Согласно этой теории, низшие слои стремятся подражать элите и копируют моду высших классов. Нисходя в средние и низшие слои, мода развивается в вариациях, но постепенно искажается, становится банальной и умирает, чтоб через время возродится вновь.

04

Сегодня появляются новые материалы и технологии, которые могут изменить вид стародавнего предмета одежды. Но идея остается прежней. Полотняные средневековые чулки и современные из нейлона - по сути, одно и тоже. ХХ век перебирает древнее наследие, словно сокровища в сундуках, приспосабливает под себя прежние идеи, теории и формы.

05

Мода, которая раньше была привилегией элиты, сейчас доступна всем. И если в былые времена авторитет дизайнеров был непререкаем, то теперь мода вышла на улицу и вдохновляет профессионалов.

Благодаря уравниваю женщин в правах с мужчинами и поиску новых удобных форм одежды произошел новый карнавал – карнавал полов. Женщина ХХ века переняла все предметы мужской одежды, да и сам мужской образ взяла на вооружение. Последний же заметно феминизировался. В итоге мы получили стиль унисекс, который развил принцип функциональности.

08

Мода ХХ века заставила человека примерять все новые и новые маски. Так, что в итоге, в веке ХХI, он обнаружил себя. И наконец мы можем говорить о том, что на первый план выходит ценность индивидуальности. Хотя, возможно, мода еще принесет нам что-то новое.

В этом новом блоке постов для сообщества color-harmony я предлагаю вам, дорогие сообщницы, проследить восходы и закаты моды, поразмышлять, что ценного и уникального история может подарить современности, на какие стильные эксперименты сподвигнуть каждую из нас.

Что скажете?

Пост написан по материалам энциклопедии Мода и стиль под ред. Виктора Володина, Аванта+ 2008


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment