tomasi (tomasi) wrote,
tomasi
tomasi

Categories:

Русский стиль.

Оригинал взят у kitikit в Русский стиль.
Наступает время холодной погоды. Чтобы не мёрзнуть и не грустить нужно закутаться во что-то тёплое и празднично-весёлое. Присмотритесь к "Русскому стилю"!

Понятие это многообразное и размытое, в разные времена имевшее разные смыслы, но копаться в хронологической пыли неинтересно, приступим же скорее к нарядным картинкам.
Кажется, единого понимания Русского стиля сейчас нет, слишком долгой (но интересной) была его история. Я исходила из своих скромных впечатлений от произведений искусства на эту тему, а также из известных мне вспышек моды, в основном ХХ века.


В моде, в том числе в мировой, Русский Стиль (под "русским" понимается не конкретная этно-принадлежность, а культурная общность на определённой территории)) распространялся после каких-либо значительных событий -  войны 1812 г, Дягилевских сезонов, революции, запуска спутника и полёта Гагарина. Естественно, выглядело это каждый раз по-разному.
Екатерина Великая считала для себя полезным иногда надевать русские традиционные по крою и материалам предметы одежды. При дворе приветствовалось ношение "круглого русского платья", насколько я поняла, изучая материалы, такие платья отличались от общеевропейских более сдержанным кроем и декором и светлыми оттенками.
После 1812 года.

В 1834 году, после дипломатических успехов (Ункяр-Искелесийский договор), учреждения знаменитого гимна и разнообразных технических успехов - испытаны цельнометаллическая подводная лодка (на Неве) и паровоз Черепановых (Нижний Тагил), на волне общего подъёма и приведения в систему Николаем I было определено новое придворное платье, по декору, но не по сути, опирающееся на допетровское, и дополненное кокошником.

Крамской. Мария Федоровна.
Считается, что диадемы дам русской императорской фамилии были созданы по мотивам народного кокошника. Эту диадему Марии Фёдоровны сейчас носит Елизавета II.
Знаменитый Бал 1903 г.

В начале ХХ века проявления были многообразнее - "русские сезоны" отозвались буквально сумасшествием по открытой, скифской чувственности, яркости ощущений и яркости цвета. Огромное впечатление парижской публики от "экзотических" балетов привело к возникновению новых стилей в массовой моде: увлечение востоком и экзотикой славянской культуры.


Фокина в роли Шехерезады. Какая конструктивистская юбочка, однако!
Леон Бакст.


Поль Пуаре
Шанель


Внутри России стремились не к страстности и чувственной яркости, а к асексуальному удобству, строгой простоте, новой выразительности конструкции, переноса акцента с женщины - украшения и секс-игрушки на женщину-человека, строителя-творца, свежий, прогрессивный взгляд.
Контсруктивизм очень сильно повлиял на общемировое направление культуры и влияет до сих пор. Вот его начало, одежда в русском стиле из вышитых полотенец. Н.П. Ламанова.

Ламанова



Модели и модельеры из русской эмиграции - .http://www.liveinternet.ru/users/lesochek/post171972850/


Середина века (космические успехи многонациональной России)  - стиль "казачок" - приталенные пальто с рядами застёжек, шнурованные сапожки, меховая шапка или платок под подбородком. Середина семидесятых - Ив Сен Лоран выступил с Русской коллекцией (русские опера и балет), 1976.
ИСЛ 1976


Следующий всплеск интереса - "перестройка", Тогда "русским" считались такие атрибуты, как меховая шапка, ППП, красный цвет, что-то милитари, почему-то обязательно густой макияж и красная помада (возможно, просто в 80-е был в моде агрессивный макияж). Весь мир восхищался модельером Славой Зайцевым.

Это история, взгляд со стороны. Всё-таки для тогдашней Европы "славянское" означало экзотику... Если изучать народный костюм по музейным вещам, по археологическим научным зарисовкам, нельзя не проникнуться ощущением тонкой гармонии колорита, благородства лаконичных силуэтов, своеобразия вышивок.  Богатые одежды со слоями парчи и цветных узорчатых тканей, вышивок и украшений, иногда проигрывают простому и явно удобному платью-сарафану с белой рубахой и тонким пояском, по ощущению строгой свежести.
Такими же удобными, свежим мне представляются одежды сибирских казачек (Красноярск), как на этой картине  Сурикова.
Елена Корикова в фильме "Барышня-крестьянка" 1995.

Николай Богданов-Бельский. Ученицы. 1901 г.
Василий Суриков. Казачка. Портрет Л. Т. Маториной. 1892 г.



Прибайкалье, Иркутск, народный русский костюм http://irkipedia.ru/gallery/narodnyy_russkiy_kostyum
Русский исторический костюм по губерниям

http://www.pinterest.com/makroff/russian-historical-costume/
Про кокошники
http://www.dezinfo.net/foto/43258-kokoshnik-ot-russkoj-krestyanki-do-anglijskoj-korolevy.html


Ещё немного к истории кокошника:
Элеанор Клей Форд в день своей свадьбы с сыном Генри Форда, Эдселем Брайантом Фордом.1916
Кокошник, если задуматься, очень эффектная вещь. Он придает фигуре стройность и статность, поневоле делает движения плавными, а посадку головы гордой. Потом это просто красиво! Недаром его так любили кинозвёзды и истинные дивы искусства кино.

Вот и всё об истории, тут еще масса интересного, тема разработана и полно  материалов в сети. Здесь я в основном хотела прояснить неясные для меня моменты, но хронология и общий путь развития вроде бы намечен полностью)


Мне бы хотелось рассмотреть не подиумные варианты, которых масса и великое разнообразие, а более жизненные, да ещё с практической стороны дела.
Аутентично или актуально?

Выразительные средства:

Из силуэтов, конечно, на первом месте длинное платье полуприлегающего покроя. Или юбка с присборенным приталенным верхом. Рукава не узкие,а мягко-складчатые, и чаще декорированные орнаментом, акцентом на манжете или имитирующими вышивку браслетами (?).  Вырезы глухие под горло и даже со стойкой, или мягкие и неглубокие круглые, овальные, прямоугольные.
Платье не облегает и не подчёркивает форм тела, но место талии всегда обозначено сужением, пояском или  иначе, например, украшенной линией по низу душегреи. Пояс служил символического разделения верха и низа. Так что фигура любой полноты и наполненности всегда имела талию)
Из видов одежда должны подойти платья и юбки не узкие и не широкие, жилетки, пальто-шубы, не обтягивающие джинсы (см. ниже), мягкие блузы, но не рубашки, не офисные жакеты. Лапти отметаем, предлагаю всем сапожки. Очень важно оформление головы - ведь "простоволосыми" не ходили, если не кокошник, повойник и шапка-боярка, то соответствующая укладка волос точно должна быть.
Для русского костюма характерны скорее строгая закрытость, даже жёсткость силуэта, соединённые с разнообразием фактур, красок, декора. Это можно использовать или нет)))
Вернёмся к нашим платьям.


Из принтов - не только ППП-розы и восточные огурцы, но и колосья, например, вышитые птицы (петухи да куры), детали, изображающие полосы вышивок по рукавам, по краю платья, у вырезов и пр. Модные нынче вышивки крестиком. Использование тканей-компаньонов (как в целом в этно-кантри)))

Самый лёгкий способ - к обычной одежде вместо обычного платка-косынки-шали навертеть ППП или оренбургский, точно подобранный по цвету, контрастности, яркости и пр., и по размеру - чем меньше формат, чем тоньше ткань - тем тоньше намёк)))


)

Фактура, узоры, общее впечатление от оренбургских платков, из кружева и теплоты можно передать в других материалах. Вологодские кружева также перекликаются с узором зимних инистых ветвей и следом лапок на снегу, как металлическое кружево скани и резные наличники.



Хорошее выразительное средство, например, жилетка с меховой опушкой, и с вышивкой, или с отделкой цветочной тканью.


Сарафан с душегреей читается в комплекте верха с баской и длинной юбки. Такое же впечатление можно создать даже очень современной приталенной дутой жилеткой с меховой опушкой, надетой даже с джинсами, если все остальные части образа - прическа и макияж поддерживают образность - коса или длинные волосы, или платок, или серьги из черненого серебра и пр.
https://www.facebook.com/andrey.remnev


На голове, конечно, должна быть коса и меховая шапка)))). Платки - отдельная тема...Здесь платок, подвязанный "по-русски", то есть под подбородком.Можно обыграть девичью ленту вокруг лба или вышитые повязки или ободки-кокошники, но это кто уверен в своём чувстве стиля и в своих умелых ручках.

Из других узнаваемых элементов остались длинное, в талию, пальто с меховой опушкой и шнуровой отделкой, высокие сапожки на крепком каблучке.



Украшения - бусы-бусы-бусы, вот такое оригинальное колье, как кокошник. Жемчуг - и серьги, и ряды вокруг шеи. Висячие серьги, чернёное серебро в стиле зверей. Или деревянные полированые бусы к льняному платью. Все изделия русских народных промыслов, само собой)







Или резная кость. Или бисерная сетка почти по плечам, крупное ожерелье или широкие браслеты, расшитые натуральными камнями и бисером. В некоторых случаях нужное впечатление может произвести перстень с крупным камнем, или весомые серьги с витиеватой отделкой.
Опять же повторю, что всё дело в деталях, общем впечатлении. Выражение лица часто более важно, чем выбор одежды.

Ткани -тоже должны скорее создавать впечатление, чем быть точными с исторической точки зрения. Например, джинсовая ткань по виду и цвету очень напоминает пестрядь из небелёной и синей ниток, такой оттенкок синего, как и красный, чуть ли не знаковый для сарафанов и других предметов одежды как мужской, так и женской. Из того, что я видела на людях - простое льняное платье с нашитыми по низу и рукавам рядами цветных ленточек-тесёмочек, очень напоминает рязанский костюм.
Слева: женская праздничная одежда, Рязанская губ., Михайловский у., 2 пол.19в. - рубаха, понёва, передник-запон, шушпан, нагрудное украшение-"гайтан"
Справа: женская праздничная одежда, Рязанская губ., посл.четв.19в. - рубаха, понёва, передник


Очень в "русском" духе всякие меха, хотя, как известно, шубы и пр. носились мехом внутрь. Уверена, не обязательно носить натуральные роскошные шкуры, вполне допустимы и их символические обозначения из других материалов. Мне представляется, например, обвязка края свитера или рукавиц длинными петлями (есть такая вязка)  или полоса, валик по окату рукава из бархата или пушистого материала. Лучше не использовть "поддельный мех" ненатуральных цветов.
Еще ткани - бархат (но не вельвет), блестящие и более натуральные ткани с цветочным узором. Разные другие "богатые" ткани. Проник и хорошо прижился в русском узорочье "восточный огрурец", который приехал к нам вместе с тканями и красителями из Индии. И потом, почему-то для остальной Европы Россия всё время как-то связана в Востоком.
Были разнообразные клетчатые ткани, но сама по себе клетка с русским стилем у меня как-то не ассоциируется. Идею сплошной вышивки и кружева, жемчужной и бисерной сетки-ряски может передать, например, гипюр. Думаю, ощущение правильной драпировки на юбке или на широких руках может создать простой мягкий трикотаж типа вискозы. (тема в разработке)


Слева: праздничная одежда, север России, кон.18-нач.19в. - рубаха-"рукава", сарафан, нагрудное украшение-"ожерелок", пояс
Справа: праздничная одежда, Нижегородская губ., пер.пол.19в. - рубаха-"рукава", сарафан, епанечка




Пара слов о макияже.
Очевидно, щёки кажутся непременным атрибутом Матрёшки? Хотя первая Матрёшка, придуманная Сергеем Малютиным в конце XIX в., была выполнена в стильном дизайне в очень спокойных тонах, это потом её настиг этот жутковатый румянец))) Мне представляется, что народная традиция предписывает девушкам внутреннюю цельность и внешнюю скромность, закрытую одежду, убранные в косу волосы и пр. Есть мнение, что активный макияж средневековых времён на Руси, как и во многих других культурах, служил скорее "оберегом", защитой, тк закрывал лицо, прятал его. Периоды супер-толстого грима был и в странах остальной Европы, насколько я понимаю, так что служить символом Русского стиля не могут. Впрочем, сейчас дело не в стиле, а в бренде... То есть почему бы и не использовать и эти грани образа, если это поможет чувствовать себя органично и весело, ведь это только игра)))) Для жизни я бы предложила скорее вариант "без макияжа", аккуратно созданный по мотивам рекомендаций для вашего типа)))) Сама я так и делаю.

Что мне кажется не похожим на РС: ненатуральные цвета - кислотные-неоновые, а также очень нежно-светлые (пастельные), сложные мутно-мрачные оттенки.
Из фасонов-линий - слишком лёгкие, летящие силуэты, оборки, ярусные юбки. И очень плотные, облегающие силуэты - узкая длинная юбка-карандаш, например. Не списываются сюда и декольте, большие вырезы.
Сложно представить себе символами русского стиля ткани в горошек, в полоску и в клетку, с абстрактным геометрическим орнаментом, размытым акварельным цветочным.
Конечно, напрямую никак не подходят откровенно спортивные вещи и одежда "классическая" - английский деловой костюм и пр.


Если это персональный, личный стиль, то играть нужно скорее намёками, скорее более тонко выбирать вещи, чтоб создававть впечатление русского стиля без атрибутов русского стиля. Примером можно привести Ольгу Томпсон, которая выглядит классической русской женщиной по внешности и характеру, выбирая соответствующие вещи из новинок мировых дизайнеров.


Персональный стиль, который используется в разных ситуациях, может скорее неуловимо напоминать, чем прямо говорить





Какие ассоциации могут помочь в создании имиджей темы Русский стиль?

Мне первым пришло в голову собирательный образ природы средней полосы и ее окрестностей, её природных красок - как сдержанных осенне-зимне-весенних, так и цветочно-ярких, гибкая, пёстрая береста, огненные ягоды калины, затейливая резьба листьев боярышника, кружево муравы, многоцветье луга, тёмная глубина полноводной реки, серенькое небо с фатой белых снежинок, деревня, серый косогор... и образ жизни, деревянный дом с хозяйством и животными, с печкой и с росписями и резьбой, с ручным кружевом.


Охотница-хозяйка.


"Пейзанка",  весёлая, лёгкая, беззаботная, певучая.


Русская тема в мире это такие ассоциации, как русский балет и русская литература - некрасовская женщина и тургеневская девушка, бессмертные героини Чехова и Барышня-крестьянка.


Чем не Татьяна Ларина? :)

Сочные и красочные образы получатся, если вдхновляться южными отрадициями, где главенствуют яркий колорит и цветочные мотивы. Разнотравье, солнце, любовь, веселье, песни...


Сдержанные лирические, возможно, найдутся в северных широтах, где больше важна фактура материала, тёплые пуховые платки, мех, плотные вышитые ткани и серебристый блеск. Если в душе девушка немного Снегурочка)



Можно припомнить византийские корни, с эстетикой с богатых золотых вышивок, резьбой, витиеватостью и полновесностью, или восточные влияния, давно и прочно вошедшие в ДНК стиля, и скифские, и тюркские, и дальневосточные.


Очень русскими выглядят образы, вдохновлённые фотографиями и картинами рубежа веков, от расцвета Российской империи, культры русской эмиграции.





Сказочные образы.
Фантазийные образы из русского фольклора - русалки, Бабёжки, Мёртвая царевна, Василиса Прекрасная (или Премудрая))), Марьи, царевны, боярышни и пр. Замечательная Хозяйка Медной горы. Необыкновенна Царевна-Лебедь.



Fashion photograph by Irina Ionesco.Сказки Маргариты Каревой http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/skazochnyj-russkij-fotograf-725360/

Люди и коллекции
Слава Зайцев
Ив Сен Лоран - Русская коллекция 1976
Ральф Лорен - Russia
Карл Лагерфельд - Шанель - Московская коллекция
Кензо
Ульяна Сергеенко
Анастасия Романцова A LA RUSSE
Пётр Аксёнов (украшения)
Юлия Янина
Валентина Аверьянова
Светлана Левадная
Екатерина Смолина
Игорь Гуляев (мех)
Дарья Разумихина
http://www.glamour.ru/fashion/news/467736/
Ольга Вильшенко
http://www.vilshenko.com/campaign/autumn-winter-2014-33/0/RU
http://milaanufrieva.net/natalia-picariello-ss15-milan-fashion-week/#.VAsiGtadmPL
Лена Хошек http://procapitalist.ru/moda/kollektsii-osen-zima-2013-2014/drugie-kollektsii-2013-2014/item/5112-lena-hoschek-osen-zima-2013-2014-rtw.html
Лидия Федосеева-Шукшина
Надежда Бабкина
Пелагея
Анастасия Немоляева
Рената Литвинова
Александр Васильев
Ольга Томпсон
http://www.elle.ru/elledecoration/names/russkie-sezonyi-olgi-tompson/
http://popova-artclass.livejournal.com/98346.html
http://boho-area.livejournal.com/11826.html



Лекция А. Васильева.
http://lameta.livejournal.com/126138.html


сайты
http://anirish.livejournal.com/343480.html
http://www.pinterest.com/v0246/russian-style/
http://www.livemaster.ru/barkrest/profile
http://baryshnya.com/
http://london-is-passion.blogspot.ru/2013/02/blog-post_21.html
http://nastea182.livejournal.com/18873.html
http://popova-artclass.livejournal.com/182345.html
http://your-look-today.livejournal.com/1215047.html
http://color-style.livejournal.com/45574.html
http://www.1tv.ru/prj/moda/vypusk/16726
http://www.pinterest.com/MariaMeidger/%C3%A0-la-russe/
http://secondstreet.ru/blog/kak_nosit/turgenevskie-devushki-na-sovremennyj-lad.html
и множество других
, кликайте картинки.

"Русский стиль" может быть почти любым - милым и уютным или ярким и экзотическим, домашним и праздничным, выбор за вами :)


Если у вас есть вопросы по тексту, пишите, но возможно, я тоже не знаю ответа))))

Tags: перепосты, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments