tomasi (tomasi) wrote,
tomasi
tomasi

Category:

Но даже своими зубами тебя удержать я не смог...

НЕКРАСОВ


Художник Венецианов

Я не любила Некрасова в школе. Лубок какой-то - карикатура пополам с примитивом для мужиков, чтобы "несли с базаров".
    Верхом поэтического косноязычия было зубрение бессмертных строк"Как женщину ты Родину любил".
Ну и как-то нам дали задание выучить любое стихотворение Некрасова.

И я выучила...

* * *
Где твое личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!

А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо
Милые чувства свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя...


Все в классе смеялись, когда я читала.

Но со временем Некрасов оказался вовсе и не скучен - да, желчен; да, в шаге строки упруг;
да, надсадно честен. Он был неровен, но оказался настоящим поэт.
Что-то мне нравится больше, что-то меньше, но отказать ему в истинном поэтическом даровании не могу.

СЛЕЗЫ И НЕРВЫ

О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам
И много вынес мук мятежных.
Теперь я знаю наконец:
Не слабости созданий нежных,—
Вы их могущества венец.
Вернее закаленной стали
Вы поражаете сердца.
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца!
Когда, бывало, предо мною
Зальется милая моя,
Наружно ласковость удвою,
Но внутренно озлоблен я.
Пока она дрожит и стонет,
Лукавлю праздною душой:
Язык лисит, а глаз шпионит
И открывает... Боже мой!
Зачем не мог я прежде видеть?
Ее не стоило любить,
Ее не стоит ненавидеть...
О ней не стоит говорить...
Скажи "спасибо" близорукой,
Всеукрашающей любви
И с головы с ревнивой мукой
Волос седеющих не рви!
Чем ты был пьян — вином поддельным
Иль настоящим — все равно;
Жалей о том, что сном смертельным
Не усыпляет нас оно!
___________

Кто ей теперь флакон подносит,
Застигнут сценой роковой?
Кто у нее прощенья просит,
Вины не зная за собой?
Кто сам трясется в лихорадке,
Когда она к окну бежит
В преувеличенном припадке
И "ты свободен!" говорит?
Кто боязливо наблюдает,
Сосредоточен и сердит,
Как буйство нервное стихает
И переходит в аппетит?
Кто ночи трудные проводит,
Один, ревнивый и больной,
А утром с ней по лавкам бродит,

Наряд торгуя дорогой?
Кто говорит "Прекрасны оба" —
На нежный спрос: "Который взять?"
Меж тем как закипает злоба
И к черту хочется послать
Француженку с нахальным носом,
С ее коварным: "C'est joli1",
И даже милую с вопросом...
Кто молча достает рубли,
Спеша скорей покончить муку,
И, увидав себя в трюмо,
В лице твоем читает скуку
И рабства темное клеймо?...
1861

Примечание
1. C'est joli — Это прелестно. (фр.)

Стало понятно почему он для трёх поколений был тем, чем для нас был Высоцкий.
Некрасов- это ведь не только народнические призывы " отнять и поделить", но просто необходимость говорить правду.
А она и царю и любимой женщине не всегда понравится.

Tags: мой XIX век, песни о Родине, поэты, русская классика, русские писатели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments